четверг, 25 ноября 2021 г.

Как устроен виноградный куст

Оказывается, есть ещё одна причина, почему начинающий виноградарь часто не способен обрезать свои виноградные кусты: он плохо понимает, как те устроены. Он видит перед собою однородное, бесструктурное, кошмарное переплетение каких-то непонятных отпрысков.

А между тем виноградный куст устроен очень просто. Он состоит только из веток и лоз. Больше ничего там нет. Но их для начала следует чётко различать, чтобы научиться хорошо разбираться в структуре куста, видеть его «как на ладони», «насквозь».

К тому же над теми и над другими мы выполняем совершенно разные действия. И если в лозах и ветках у виноградаря будет путаница, то путаница неизбежно возникнет и в его действиях. В этом состоит ещё одна причина, почему начинающий виноградарь часто не способен обрезать свои виноградные кусты. Путаница в голове – путаница на кусте, и одна усиливает другую.



Напомню, откуда на кусте берутся лозы и ветки.

Зелёный побег

Весною из почки на лозе появляется зелёный побег. На нём могут завязаться грозди винограда, а могут и не завязаться. Он может вырасти маленьким и слабеньким, тогда мы его довольно скоро выломаем. Но может вырасти большим и сильным, тогда мы дадим ему шанс. К концу лета он покроется гладкою коричневой корою. И с этих пор мы называем его лозою. При осенней обрезке мы можем оставить эту лозу на плодоношение, на будущий год, если найдём её подходящею для этого. Следующей весною у неё кора всё еще коричневая, и мы по-прежнему называем её лозою.

И вот уже из её почек появляются зелёные побеги. И всё лето наше внимание приковано к этим побегам. Мы совершаем над ними те же действия, что и с побегами прошлым летом. Саму лозу мы уже не замечаем. И к концу лета глядь – а кора-то у неё почернела и сморщилась. Так лоза переходит в новое качество – она становится веткою. А выросшие на ней зелёные побеги покрываются коричневой корою и превращаются в лозы. Тихо и незаметно новая ветка вливается в семью старых веток куста, ничем от них более не отличаясь.

Зелёный побег – самый заметный член «кустового» сообщества. Именно он приносит урожай. За два лета он успевает эволюционировать сначала в лозу, затем в ветку. Конкретные индивиды нам интересны только в течение года – с прошлой весны до нынешней. Потом появятся новые занимательные отпрыски и тогда уже они поглотят всё наше внимание.

Лоза

В сезон, когда на кусте нет зелёных побегов, самым заметным и важным членом «кустового» сообщества является, конечно, лоза. Именно она плодоносит. Кроме того, через неё продолжается и обновляется жизнь куста.

Ветка

А что же ветка? Это второстепенный, вспомогательный элемент куста, серый, неприглядный, малозаметный, ничем не привлекающий нашего внимания. Если лозы и зелёные побеги – молодые, прямые, стройные, ярко окрашенные – это, так сказать, элита кустового сообщества, то ветки – старые, неказистые, чёрные, кривые, сучковатые – это «низшее сословие», незаметно выполняющее свою важную работу. Система веток – это несущий каркас куста, это транспортная сеть, жизненно необходимая для питания «элиты».



Как видим, лозы и ветки различаются просто – по внешнему виду и на ощупь. Легче заблудиться в трёх соснах, ибо те одинаковы, чем спутать ветку с лозою.

При осенней обрезке с лозами мы поступаем двояко: слабые удаляем, сильные оставляем. Оставшиеся обрезаем на нужную длину.

С ветками обходимся ещё проще. Концы со слабыми лозами удаляем. Оставляем части веток с сильными лозами. Если на ветке нет сильных лоз, вырезаем её до основания.

Действия с лозами и ветками просты? Очень просты.

И что получается? Оказывается, всё просто – и распознавать и действовать. Так в чём же сложность?

Можно осторожно предположить, что если нету сложности в кусте, то, скорее всего, она в голове. Один из её источников – когда ветку называют лозой или лозу веткой. Такая путаница – это уже сложность. Это искусственный привнос сложности в реальную простоту виноградного куста.

Категорически нельзя называть ветку лозой или лозу веткой. Они – дочь и мать, в буквальном смысле. Нельзя их путать! Путаница в голове – путаница на кусте, и одна усиливает другую.

Рукав

По ширине куст разделяется на рукава. Рукав – это просто ветка, растущая от самого основания куста, самая толстая и самая старая на кусте.

В некоторых виноградных кустах рукава бывают очень толстые и, значит, очень старые. На других кустах, напротив, рукава тоненькие и молоденькие, хотя кусты вполне взрослые. Дело в том, что такие отпрыски не успевают дожить до преклонного возраста, умирают молодыми. Год-два – и они «хиреют», перестают давать сильные лозы и подлежат удалению. Зато в основании таких кустов в достаточном количестве вырастают сильные лозы на замену умирающим рукавам. А там, где рукава толстые, заместительный молодняк, напротив, редкость.

И это закономерно. Как только где-нибудь в кусте старое русло начинает хиреть, перестаёт исправно пропускать через себя питательные вещества, тут же где-нибудь рядом появляется новое русло в виде мощного побега-заместителя, и питательные вещества устремляются в него. Таков механизм обновления виноградного куста.

А старое русло – ветка, переставшая давать сильные лозы, – подлежит беспощадному удалению. Таков смысл и такова подоплека обрезки виноградного куста.

Итак на шпалере мы направляем один рукав в одну сторону, другой – в противоположную. Это для того, чтобы равномерно распределить плодоносные лозы по шпалере. Чтобы зреющие гроздья винограда друг дружке не мешали и всем хватало солнца, воздуха и питательных веществ.

Что на схеме центральный рукав торчит вертикально вверх, то это только на схеме. В действительности, для укрывного винограда рукавам, конечно, лучше быть стелющимися. Вот как висел рукав на шпалере всё лето, так, будучи отвязанным позднею осенью, он и ложится на землю тут же, вдоль шпалеры, под собственною тяжестью.



Итак, если разделение куста на лозы и ветки имеет прямое отношение к его обрезке, то разделение на рукава относится к распределению его на шпалере.

Ощущение простоты придёт в тот момент, когда однажды осенью, впервые в жизни, вы обрежете свой куст правильно, то есть удалите 80% его объёма, когда от него, бедного, мало что останется. Вы воочию увидите, до чего же прост куст. Знайте, придёт ощущение это и не покинет оно больше вас. Такое случилось когда-то и со мною.

Так что запомним хорошенько: путаница в голове – путаница на кусте, и одна усиливает другую.

Читайте также: