пятница, 16 октября 2020 г.

Штамб винограда

Иногда спрашивают: как формировать правильный штамб виноградного куста?

У меня куст Изабеллы висит на высокой шпалере, прислоненной к стене садового домика. И штамб соответственно высокий. Зимует куст там же, на шпалере. А штамбы укрывного винограда – стелющиеся, поскольку эти кусты под зиму надо укладывать на землю. Причем у меня можно найти целых две разновидности таких штамбов.

Вообще-то в своей практике я не оперирую понятием «штамб». Оно ничего не определяет. От него ничего не зависит. Оно для меня излишне.

Форма же, структура виноградного куста определяется двумя правилами. Первое – чтобы получше, поравномернее расположить лозы на шпалере после зимы. Второе – чтобы получше, пониже уложить растение на землю под зиму. И всё!

Чтобы отвечать этим несложным требованиям, кусты формируются как бы сами собой, спонтанно, без ощутимых усилий с моей строны. Идет своего рода естественный отбор. «Неправильные» элементы куста постепенно удаляются. Остаются «правильные».

Так ветки отрастают достаточной длины, и их можно располагать на шпалере по-всякому, в том числе и «правильно». И также со временем в каждом кусте остаются только стелющиеся, легко укладываемые на землю рукава. Вот так неторопливо, ненароком, невзначай, исподволь, как побочный продукт и формируются правильные штамбы моих виноградных кустов.

Читайте также:

Комментариев нет:

Отправить комментарий